Республика Казахстан, г.Нур-Султан
Сарыаркинский р-н, ул.Ыкылас Дукенулы, д. 29, оф.101

+7 (707) 121-44-12

+7 (747) 981-06-69

oyul.spzk@gmail.com

Время работы офиса: Пн-Пт 8:00-18:00

Кто такие пятидесятники?

30.08.2021 | Просмотров: 53

 Пятидесятники (Pentecostalism) в настоящее время представляют наиболее многочисленную деноминацию протестантизма, являются последователями Всемирного пятидесятнического братства. В России представители этого религиозного течения часто предпочитали аббревиатуру ХВЕ (христиане веры евангельской) либо ХЕВ (христиане евангельской веры) для отличия от близкого к баптизму учения прохановцев (евангельских христиан). Именно ХВЕ и стало частью названия деноминации в странах СНГ.

Что такое пятидесятничество

История пятидесятнической церкви берет свое начало от баптизма.  В XX веке в США методистский пастор Чарльз Пархэм организовал Библейскую школу, в которой он проповедовал Движение святости, искание особого духовного опыта, который бы привел к христианскому совершенству. В основе пятидесятнических церквей лежит изложенный в новозаветной книге «Деяния апостолов» рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи (отсюда и название), т.е. в Пятидесятницу (Троицу). Первой «пятидесятнической» церковью считается «Церковь Бога», основанная в 1886 году в штате Техас, США методистско-баптистскими искателями Бога «движения святости». В 1903 г. многие американские церкви «движения святости» объединились в союз «Церковь Бога» – первый пятидесятнический альянс, имеющий и ныне заметное влияние во всем мире. Началом современного пятидесятнического движения церковная история считает 9 апреля 1906 г.  Данному событию предшествовало событие, связанное с негритянским мальчиком, который 8 апреля 1906 г. заговорил на незнакомых языках. А на следующий день, по убеждению пятидесятников, во время проповеди Дух Святой сошел на все собрание будущих пятидесятников. Все это происходило в Лос-Анджелесе (США).  

Церковь веры евангельской пятидесятников особое значение придает крещению Святым Духом. Верующие воспринимают событие как сильное духовное переживание, которое сопровождается различными эмоциями. Считается, что в момент крещения Святой Дух нисходит на человека, проходящего обряд возрождения. Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках.  Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» (глоссолалии) является отличительной особенностью пятидесятников.  Об этой способности говорится в Деяниях апостолов (2:4; 10:44-46; 19:6) Пятидесятники считают, что говорения на иных языках – это величайший дар. Причем этот дар проявляется в непроизвольном говорении на иных языках во время процессов благовестия, как и дар пророчествования, , но имеется и особая молитва Святого Духа, которая представляет собой говорение на ангельских языках. Последователи убеждены, что их переживания тождественны тем эмоциям, которые испытывали апостолы в пятидесятый день после воскресения Иисуса. Поэтому Пятидесятники убеждены в том, что Святой Дух наделяет человека словами знания, мудростью, исцелением, верой, возможностью исцелять и прорицать, различать духов.

Особую роль играют 2 религиозных обряда – причастие (хлебопреломление,  Вечеря Господня) и крещение водой. Соблюдаются обряды бракосочетания,  благословение детей, молитва за исцеление больных, изгнание бесов, рукоположение, иногда омовение ног (во время причастия).

Пятидесятническое учение с момента возникновения деноминации призывает верующих вести жизнь праведную, отказаться от употребления спиртных напитков, табака и наркотиков, не участвовать в азартных играх. Неприемлемыми для прихожанина считаются лень, злословие, несоблюдение нравственности в отношении брачных уз и семейного уклада. Принцип «делай все от души, как для Господа» делает верующих законопослушными, трудолюбивыми, высоконравственными, достойными гражданами любой страны.

Представители консервативного течения являются пацифистами, выступают против применения оружия. Часть последователей придерживается идеи непротивления и не используют оружие даже для защиты. Убеждение основано на том, что Христос и апостолы не пытались защититься от зла силовыми методами и смиренно приняли мученическую смерть.

В последнее время отмечается рост популярности движения пятидесятников, новые общины ХВЕ появляются во многих странах. Последователи деноминации есть в Казахстане и Китае, история и культурное наследие которых мало сопоставимы с христианскими ценностями.

Предыстория развития пятидесятничества

История пятидесятнической церкви выделяет несколько священников и проповедников, которые сформулировали основные постулаты религиозного движения.

Роль Чарльза Финнея

Предыстория движения тесно связана с деятельностью проповедника Чарльза Финнея, жившего в XIX веке и в 21 год уверовавшего в Христа. В течение 50 лет Чарльз произносил проповеди, направленные на пробуждение и покаяние, в Англии, Шотландии и США. Благодаря проповедям, в которых Финней прибегал к личному опыту, тысячи человек обрели веру. Именно Чарльзу евангельская церковь обязана появлением нового определения «крещение Святым Духом».

Сохранилась запись, в которой Финней рассказывает, что ощутил во время ритуала. По его словам, Чарльз встретился с Иисусом. Христос предстал перед ним, окруженный сиянием. Мессия не произнес ни слова, но так взглянул на молодого проповедника, что Финней заплакал, как ребенок, и опустился на колени перед Сыном. Неизвестно, сколько Чарльз находился в преклонении, но как только решил подняться и сесть на стоявший подле камина стул, ощутил схождение Святого Духа. При этом проповедник почувствовал, что Божий Дух переполняет его тело и душу.

Роль Дуайта Моуди

Основатель Библейского института Моуди в Чикаго начал свой евангелизационный поход в возрасте 38 лет. В конце XIX века Дуайт создал институт и руководителем назначил известного проповедника Арчера Торрея.

Союз В. Е. Бордмена и Х. В. Смита

Американские проповедники, создатели организации «Высшая жизнь» (Higher Life), также известной как Кесвикское движение. Если ранее второе благословение трактовалось, как «сердечная чистота», то с их легкой руки популярность получила идея наделения христианина духовной силой, необходимой для служения Господу. В проповедях Бордмен и Смит постоянно повторяли, что божественное исцеление является важным даром церкви.

Характерной идеей стало разделение последователей протестантизма на людей духовных и плотских. Для плотского сила Духа недоступна, поэтому он постоянно подвергается искушениям, нарушает нравственные заветы Библии. Духовный христианин одерживает победы в борьбе со злом, так как живет в союзе со Святым Духом. Духовными верующие становятся, капитулируя и отдаваясь во власть Иисуса.

Школа Чарльза Фокса Пархэма

Движение христиан веры евангельской пятидесятников возникло благодаря священнику Чарльзу Фоксу Пархэму. Изучая Деяния Апостолов, Чарльз Фокс сделал неожиданный вывод – в прошлом верующие обладали тайной, которая впоследствии была утрачена. Священник осознавал, что самостоятельно не сможет найти ответ. Для поисков разгадки организовал Библейскую школу, одновременно став ее учеником и директором. В городке Топика (Канзас) Пархэм приобрел дом под названием «Причуда Стоуна» и дал объявление о наборе студентов. Так в Библейской школе появилось 40 учеников.

Уезжая на конференцию, Чарльз Фокс дал студентам задание по книге Деяний. По возвращении священник, проверяя работы учеников, получил неожиданный результат. Все студенты независимо от друг друга сделали одинаковый вывод – дар глоссолалии при первичном крещении зафиксирован в 5 описанных в книге случаях:

  • на Троицу;
  • в Дамаске;
  • в Ефесе;
  • в Кессарии;
  • в Самарии.

Исходя из полученных данных, Чарльз Фокс предложил проводить молебны о получении крещения с обретением глоссолалии.

С утра ученики и директор приступили к молебну. Читали молитвы до полудня и вернулись к чтениям днем. В последний день 1900 года ученица Агнесса Озман припомнила, что иногда в описанных в книге Деяний случаях при обряде крещения прибегали к возложению рук.

1 января Евангельские христиане пятидесятники воспринимают, как ключевую историческую дату возникновения новой деноминации. Именно 1 января произошло чудо – получено доказательство крещения с даром глоссолалии. В новогоднюю ночь студентка Озман обрела уверенность в своей силе и обратилась директору с просьбой о возложении на рук. Пархэм колебался, но ученица проявила настойчивость. Позднее Чарльз Фокс описал случившееся: «Стоило произнести 3 дюжины фраз, как на Ангессу снизошла слава и сияние окутало ее лицо и голову. Она заговорила на китайском и не могла объясняться на английском еще 3 суток».

С 1903 года Пархэм проповедовал в Эльдорадо Спенес, снискал славу бескорыстного пастора. Последователи пятидесятничества утверждают, что Чарльзу Фоксу была дарована Господом способность к исцелению. К одной из прихожанок, перенесшей 2 неудачные офтальмологические операции, после молитвы Пархэма вернулось зрение.

Миссия апостольской веры Уильяма Сеймура

Через 5 лет после открытия первой Библейской школы Пархэм заявил о создании второй в Хьюстоне. К работе в организации приступил чернокожий рукоположенный пастор Сеймур Уильям. В 1906 году в Лос-Анжелесе Сеймур читает проповеди среди заранее подготовленных Франком Бартлеманом христиан. Во время проповеди 9 апреля верующие массово пережили слияние со святым Духом.

Вскоре Сеймур открывает на Азуза 312 Миссию апостольской веры, которая стала центром новой деноминации. Работала Миссия в течение 1000 дней.

Распространение пятидесятничества

В Европу, прибалтийские и скандинавские страны новое учение привез Томас Болл – священник методистской епископальной церкви. С вероучением пятидесятников Болл познакомился во время поездки по США, там же прошел обряд крещения, сопровождавшийся снисхождением Святого Духа.

Нельзя сказать, что европейские христиане с легкостью восприняли новые для себя постулаты. Особенно сильное сопротивление оказали германские верующие. Собрания с участием проповедников-пятидесятников населением воспринимались как сатанинские. Негодование христианских священников и паствы нашло отражение в «Берлинской декларации», составленной в 1910 году членами церквей Евангелия. В декларации говорилось, что движение пятидесятничества является богомерзким, порожденным дьяволом. Новая деноминация фактически приравнивалась к оккультизму. В результате общины были запрещены в Германии на долгое время.

В 1995 году количество пятидесятников традиционного направления равнялось 217 000 000 человек. Уже в 2011 году их численность выросла до 279 000 000.

Нетрадиционные направления

Первая традиционная организация «Ассамблея Бога» появилась в 1914 году. Но уже в 1916 произошло отделение единственников. Традиционно в христианстве считается, что Троица состоит из Отца, Сына и Духа Святого, которые едины духовно, но существуют отдельно от друг друга. Единственники утверждают, что Троица на самом деле является Богом, который снизошел во плоти на землю и предстал перед людьми в образе Христа. В России есть общины последователей схожей идеи – смородиновцы.

В XX веке распространению учения способствовал Дэвид Дю Плесси, которого нередко именовали «Мистером Пятидесятница». В 1948 году священник на автомобиле попал под поезд и оказался в больнице. Именно там он и услышал голос, который сказал о наступлении обещанного времени и о необходимости нести веру пятидесятников в канонические храмы. Это событие стало первым шагом к развитию внутри деноминации харизматизма.

Неохаризматы похожи на ранних последователей, так как практикуют проявление бурных эмоций. Подобные крики, плач, падения на пол, истерический смех на собраниях и стали причиной, почему пятидесятники ошибочно причислялись к сатанистам.

Существуют и афроамериканские общины, в которых отмечается смешение христианских догм с языческими.

Союзы и ассоциации пятидесятников в большинстве случаев автономны. Пастор является главой общины и управляет паствой с помощью церковного совета. В традиционном направлении в качестве пасторов нередко выступают женщины.

 



ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

Протестантизм: виды церквей, основные принципы

Протестантизм: виды церквей, основные принципы

  В христианстве выделяют 3 крупнейшие конфессии – православие, католицизм и протестантизм.…

30 августа 2021

Особенности пасхи в протестантской церкви

Особенности пасхи в протестантской церкви

Протестантские праздники делят на 2 группы: непереходящие и переходящие. Непереходящие…

30 августа 2021

Чем отличается протестантизм от православия и католичества?

Чем отличается протестантизм от православия…

Католики вместе с протестантами верят в Иисуса Христа. Однако между ними есть разница.…

30 августа 2021

Кто такие пятидесятники?

Кто такие пятидесятники?

 Пятидесятники (Pentecostalism) в настоящее время представляют наиболее многочисленную…

30 августа 2021

Что такое евангельская церковь, ее отличия

Что такое евангельская церковь, ее отличия

Христианство включает несколько деноминаций, среди которых присутствует такое направление,…

30 августа 2021

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ