Республика Казахстан, г.Нур-Султан
Сарыаркинский р-н, ул.Ыкылас Дукенулы, д. 29, оф.101

+7 (707) 121-44-12

+7 (747) 981-06-69

oyul.spzk@gmail.com

Время работы офиса: Пн-Пт 8:00-18:00

История пятидесятнической церкви

Пятидесятничество — свежее течение, которое получило распространение на рубеже ХIХ-ХХ веков. Сначала оно активно развивалось в США и Европе, затем было признано в других странах. Движение пятидесятников вышло из протестантского направления христианства.

Ян Гус

Протестантские корни

Основоположником протестантства начала ХV века стал чешский реформатор Ян Гус. Он пришел к выводу, что Писание и вера в Христа важнее добрых дел, помогающих бессмертной душе попасть в рай. Продолжателем реформации считают Мартина Лютера. Он утверждал, что церковь ушла от Библии и требовал возврата к слову Божию даже в ущерб церковным традициям. Лютер возмущался продажей индульгенций, придавая большое значение вере, а не деньгам.

Протестантство распространилось по миру. Оно разделилось на различные течения: лютеранское, баптистское, англиканское и другие. Самое молодое из них — учение пятидесятников, которое отличается тем, что придает главенствующее значение Крещению Святым Духом. Проявляется в виде дара глоссолалия — говорения на нескольких языках.

Предшественники нового течения

Ранние протестантские течения оказали влияние на формирование взглядов пятидесятников. Начиная с ХVII в., отдельные лидеры протестантства определили основные черты будущего направления христианства. Происхождение пятидесятнической церкви начиналось с квакерства, «Движения святых», связанного с методистской церковью. Продолжили формирование нового учения ирвингиане, ревайвейлисты.

Протестантские учения квакеров

История движения началась в XVII в. Джордж Фокс ввел в квакерство понятие озарения Святым Духом. По его мнению, оно было необходимо для приближения к провидению Божию. Фокс не придавал значения церковным ритуалам, если они мешают истинному пробуждению верующей души. Он основал христианское общество друзей. Официальная церковь боролась с последователями Дж.Фокса.

«Движение святых»

Джон Уэсли (1703–1791), основатель методистской церкви, заложил фундамент верования о крещении Святым Духом. На собраниях, организованных Джоном Уэсли, описаны случаи проявления эмоционального всплеска с неконтролируемыми выкриками. Озарение должно приводить к истинной вере и духовной чистоте.

Один из родоначальников термина «крещения Святым Духом», применяемое пятидесятниками по всему миру, Чарльз Финней родился в 1792г. Он утверждал, что во время молитвы его будто овеяли крылья любви, и Бог коснулся его сердца. Финней посвятил жизнь проповедованию Евангелия. Во время движения Пробуждения, благодаря выступлениям Финнея, покаялись и пришли к истинной вере около 100 тыс. человек. На молитвенных собраниях отмечались случаи вскриков и возникновение у верующих эмоционального всплеска.

Ирвингианское направление

Эдвард Ирвинг родился в Шотландии в 1792 г. Священник проповедовал возвращение к дарам святого духа. Он предрекал скорый конец света и ждал пришествия Христа. Прожил до 1834 года, оставив после себя организованную им новоапостольскую церковь. Последователи-ирвингиане продолжают его дело в Англии и США.

Ревайвелистическое движение

Ревайвелизм-один из направлений протестантства XVIII века за духовное возрождение, обновление человеческой личности в истинной вере. Говорили об отходе от традиционных ценностей, о потере церковников власти над паствой. Появлялись странствующие священники, которые не подчинялись ни одной из церквей. Они ратовали за пробуждение и озарение, ниспосланное богом истинно верующим. Боролись с неверием, которое набирало силу.

Первые пятидесятники

Понятие «пятидесятничество» происходит от пятидесятого дня. Как описывается в Книге Апостолов, Дух Святой спустился на последователей Иисуса Христа, они заговорили на разных языках и понесли слово божие в мир.

Чарльз Фокс Пархэм

Первые приверженцы крещения Святым Духом появились в 1901 году в США в штате Канзас. Один из пасторов методисткой церкви из «Движения святых» Ч. Пархэм высказал мнение, что дар говорения на других языках дается настоящему христианину свыше через Духа Святого и призвал общину молиться. Он понял, что христиане получают силу, которой лишились, придерживаясь религиозных традиций.

Перед новым годом одна из студенток, присутствующих на богослужении Агнес Озман внезапно заговорила на неизвестном языке. Это время возникновения пятидесятнической церкви. Пастор призывал креститься Святым Духом для того, чтобы стать истинным христианином. Он планировал привлекать прихожан по всей Америке, но новое учение принимали с трудом.

Уильям Джозеф Сеймур

В апреле 1906 году в Лос-Анджелесе на улице Азуза проповедник Уильям Джозеф Сеймур проводил богослужения, которые проводились в новой форме, соединившая музыку, танцы и пение Она привлекала бедняков и нищих простой, свободной атмосферой.

Присутствовавшие отмечали всеобщую эйфорию. Вдохновитель и основатель пятидесятнической церкви Сеймур организовал несколько общин, проповедовавших крещение Святым Духом. Белые прихожане молились вместе цветными. На собраниях царила интернациональная обстановка, что нарушало общественные нормы.

Пархэма возмутило соседство белых и черных. Он поссорился с Сеймуром, назвав его богослужения «черным возрождением». С самого начала движения начались ссоры и разногласия между единоверцами.

Евангелисты не приняли движение. Они приняли в 1909 г декларацию, осудившую пятидесятников. Назвав ее не от Бога, а снизу от человека.

Движение Пробуждения

В 1904 году началось Пробуждение людей и возвращение к Богу. Многие совершенно равнодушные к вере люди вдруг меняли взгляды и начинали вести праведную жизнь.

В Уэльсе с 1904 по 1905гг почти исчезли все преступления. Историографы говорят о пустых трактирах и благочестивом поведении большинства населения. Даже ругательства перестали звучать на улицах. Ярким представителем движения стал Эван Робертс, один из священнослужителей. Э. Роберт, выросший в шахтерской семье, стал проповедником Пробуждения.

Дальнейшее развитие

До 1914 года пятидесятники были разрозненными общинами с методистскими основами. С 1915 г. в Северной Америке образовались три мощных общины, от которых отпочковались последующие группы.

Вторая волна пятидесятничества называлась харизматической и началась с конца 50-х годов ХХ века в США. До этого пятидесятническая церковь не признавалась официальным направлением. Появление харизматического направления связано с обновлением основных доктрин.

Главным остается крещениеДухом Святым. В дальнейшем дух наделяет христианина также дарами исцелять, пророчествовать и творить чудо. Харизматическое движение росло и набирало силу за счет образования новых общин.

В 70-х годах появилось третья волна, неопятидесятничество, провозглашавшее процветание человека. По новой трактовке, истинному христианину надлежит быть здоровым и успешным. А бедность и болезни возникают от греховной жизни и наказания за нее.

Советский период существования

На территории Советского Союза в 1920-х г.г. распространение пятидесятничества началось с объединения евангелистских движений. Процесс возглавили Иван Ефимович Воронаев. Он собрал в 1927г. Первый Всесоюзный съезд христианских движений.

С 1929г. власти ввели запреты на действия евангелистских общин. Начались гонения на верующих и на пятидесятников, в том числе. Правительство преследовало истинно верующих, суды приговаривали христиан к реальным тюремным срокам. В период оттепели в 1955-60г.г. многие служители веры евангельской были освобождены.

Вместе с волной эмигрантов в конце 80-х уехали в Европу, США и приверженцы ХВЕ. На новом месте они создали свои общины.

После принятия закона о свободе вероисповедания в Москве в марте 1991 года состоялся Всесоюзный съезд пятидесятников. Присутствовало 488 представителей из бывших союзных республик.

Новейшая история

В современном мире по разным данным от 100 до 200 миллионов пятидесятников, которые совершают обряд крещения Святым Духом. Прихожане не имеют общей доктрины, и отличаются друг от друга прохождением богослужения, молитвами, признанием обрядов и таинств официальной церкви.

В России пятидесятники называют себя христианами веры евангельской.Есть три ветви ХВЕ, которые отличаются легальным или полулегальным существованием. Существует и ряд отдельных общин пятидесятников.

На территорию Казахстана Пятидесятническое движение пришло в середине ХХ века 30-40 г., в период сталинских репрессий и депортации других этносов. Общины, несмотря на сильные гонения, сохранили веру, но были немногочисленны. Затем в начале 90 - х, на фоне распада СССР, пришла вторая волна пробуждения и началось активное распространение церкви пятидесятников. И на сегодняшний день они лидируют среди протестантских церквей. Сейчас в стране более 200 общин. Самая многочисленная община находится в г. Алматы.